jinka.ru - Всего понемногу и в итоге не о чем
Саудовские продюсеры трансформируют киноиндустрию своей страны
Саудовские продюсеры, которые свергли Джеймса Кэмерона, победили «Барби» и трансформируют киноиндустрию своей страны
После того, как в 2017 году был снят 30-летний запрет на фильмы, Телфаз11, премьера двух фильмов которого состоится на фестивале кино в Торонто. Так же воспользовалась забастовками в Голливуде где самые быстрорастущие кассовые сборы на планете, стратегически превратившись из звезд YouTube в индустрию кино. - Сокрушающий продюсерский гигант: «Мы были к этому готовы».
Задолго до того, как в конце 2017 года было официально объявлено о снятии 30-летнего запрета на кинотеатры в Саудовской Аравии. Ходили слухи, что в торговых центрах уже есть кинотеатры, а они просто отдергивали занавес и говорили: «Тада, кинотеатры!», — говорит Алаа Фадан. Как вспоминает Ибрагим Аль Хайралла: «Я помню, как посмотрел вокруг и подумал: «Это угол кинотеатра?»
Но Фадан и Аль-Хайраллах не были просто поклонниками саудовского кино, с нетерпением ожидавшими его. Будучи соучредителями новаторской контент-студии Телфаз11 в Эр-Рияде вместе с многодетным Али Калтами, они потратили годы на тщательную подготовку себя и своей компании, которая начала свою деятельность с создания онлайн-видео, чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами, когда появятся историческая новость. Как отмечает Фадан: «Мы были к этому готовы — все, что мы делали, было направлено на подготовку к созданию художественных фильмов».
Не прошло и шести лет с момента объявления, а Саудовская Аравия стала самой быстрорастущей индустрией на планете. А Телфаз11 возглавляет стремительное развитие кинематографа в стране, заполняя кинотеатры, устанавливая новые рекорды и обгоняя при этом голливудские студии. В начале 2023 года первый полнометражный фильм, вышедший в кинотеатрах Саудовской Аравии, «Саттар» — комедия-боевик, в которой депрессивный мужчина становится борцом вольного стиля и детище Аль-Хайраллы, — сбил «Аватар: Путь воды» с первой строчки, став самый успешный местный фильмом всех времен за две недели. Несмотря на всю шумиху вокруг Барбенгеймера, Саттар получила больше просмотров (903 000), чем Барби (343 000) и Оппенгеймер (679 000), хотя, благодаря рекламе, Оппенгеймер теперь обогнал его по кассовым сборам (11,6 миллиона долларов против 10,8 миллиона долларов у Саттара).
Телфаз11 сейчас готовится к своему первому крупному фестивалю, в Торонто, где пройдут два полнометражных фильма. Нага, идущий по тем же комедийным стопам, что и Саттар, с историей о саудовской девушке, застрявшей в песчаных дюнах. Рядом, среди прочего, с жаждущим мести верблюдом, является частью контракта на 8 полнометражных фильмов с Голливудом, подписанного в 2020 году. Между тем, «Мандуб» («Ночной курьер») — это нечто иное: действие происходит в редко встречающемся мире ночной жизни Саудовской Аравии и рассказывает о курьере-неудачнике, который спускается в мир контрабанды алкоголя. «Мандуб» также знаменует собой режиссерский дебют Калтами чей короткометражный фильм «Васати» в 2016 году получил множество международных наград и выводит Телфаз11 на более масштабные территории.
Все это часть постоянной и тщательно спланированной стратегии, которая была отличительной чертой компании практически с самого ее основания, когда Фадан и Калтами впервые встретились в конце 2000-х, увлекались зеркальными камерами и в конце концов их уволили с работы.
До открытия Саудовской Аравии оставалось еще несколько лет, и большинство форм развлечений оставались в подполье, но они почувствовали невероятное количество сдерживаемой творческой энергии, поддерживаемой молодым и высоко цифровым населением, готовое высвободиться. По словам Фадана, они хотели стать «катализатором этой удивительной среды».
Их внимание усилилось, когда к их рядам присоединился Аль-Хайралла – уже участник зарождающейся саудовской стендап-сцены. Аль-Хайраллах, который стал более известен под своим комическим персонажем Толстяком Хайро, открыл новые горизонты, став первым саудовским комиком, который перешел с английского, став переводчиком на арабский язык. Калтами был в зале, когда это произошло. «Он сказал, мы все здесь говорим по-арабски, не правда ли, вы не возражаете, если я расскажу эту шутку по-арабски?».
И вот все трое объединились, придя к выводу, что нужен этот подлинный голос, который бы охватывал местную культуру на родном языке и говорил со своим поколением так, как никто раньше. «Мы знали, что что-то задумали», — говорит Фадан.
Одно из их ранних творений, скетч-шоу «Ла Йектар », стартовавшее в 2010 году и высмеивающее саудовское общество и социально-политику, вскоре собрало многие миллионы просмотров. Первоначально он размещался на их собственном веб-сайте, который в конечном итоге падал под тяжестью трафика каждый раз, когда они выпускали новый эпизод, что вынуждало их тратить деньги на увеличение пропускной способности. Поэтому они разместили его на YouTube и стали звездами YouTube еще до того, как этот термин стал обычным явлением.
Ла Йектар породил различные одинаково успешные спин-оффы один из которых был основан исключительно на ручной марионетке-аллигаторе, применяя свои собственные творческие таланты. Первоначально продюсером выступил Фаден, а Аль Хайраллах и Калтами писали сценарии, режиссировали и играли свои роли. Многое из полученного тогда опыта сейчас помогает формировать развивающееся в стране кино - и телеиндустрию.
Очень рано было принято осознанное решение профессионально организовать бизнес, один из первых в креативной экономике, которой в то время буквально не существовало. «Мы видели, как многие создатели контента приходили и уходили, но у них просто не было правильного плана», — говорит Фадан. «Как только мы начали видеть, что у нас появился какой-то доход, мы подумали: хорошо, это должно быть перспективным». Сначала компания была зарегистрирована как C3, что означает «Катализатор творческой культуры», с Телфаз11 в качестве коммерческого бренда и названия канала YouTube, но со временем все перешло под этот Телфаз11.
Хотя их очень вирусный контент, в том числе всемирно известный видеоролик «Без женщин скучно» 2013 года, снятый комиком и бывшим участником Телфаз11 Хишамом Фагихом, будет отмечен как ютуберы, их отношения с Интернетом были «просто из необходимости», подчеркивает Калтами. «У нас не было кино, у нас не было средств для создания телевидения… выбор цифрового производства был просто необходимостью», — отмечает он. «Но мы всегда считали себя режиссерами».
Перенесемся на десятилетие вперед, и с учетом растущего количества функций нет никаких сомнений в профессионализме Телфаз11 в кинопроизводстве. Компания, которая в 2021 году получила многомиллионное финансирование, от местных финансистов включая сеть кинотеатров. Теперь имеет офисы в Эр-Рияде и Дубае со штатом около 50 человек, плюс еще 60-70 человек из регионального креативного агентства. Конечно, вступление Телфаз11 в полноценное кинопроизводство могло произойти раньше. Но опять же, все было на стадии зарождения.
Идея их рекордного «Саттара» на самом деле возникла задолго до открытия кинотеатров, но, понимая, что эту историю лучше всего рассказывать на большом экране, Аль Хайралла отложил ее до тех пор, пока не настало подходящее время. И даже когда в 2018 году первые кинотеатры все-таки начали открывать свои двери, гонки не было — они хотели дождаться, пока количество залов по всей стране достигнет критической массы и, как отмечает Аль-Хайраллах, «нужного количества кинозалов». Чтобы сформировалось доверие к фильмам».
Они также хотели изучить эту зарождающуюся индустрию, посмотреть, что пользуется успехом. Запуск «Саттара» на третьей неделе «Аватара 2» не был чем-то, чего они боялись, поскольку видели, что научная фантастика и анимация, как правило, не работают, а количество крупных студий, как правило, значительно снижается после первых показов. Они также знали, что египетские фильмы, которые имели очень хороший успех, и другие голливудские фильмы будут держаться подальше от эпического продолжения Джеймса Кэмерона. «Так что все дело было в том, чтобы подождать, посмотреть на рынок, посмотреть, как он пойдет».
Сейчас трио ждет и наблюдает за рынком своих предстоящих релизов, а фильм « Мандуб», покоривший фестиваль , является частью плана по отходу от комедийного происхождения к другим жанрам, в надежде привлечь еще большую аудиторию.
Аль Хайралла отмечает, что «Топ Ган Маверик» в настоящее время является самым кассовым фильмом всех времен в Саудовской Аравии: его просмотрели 1,2 миллиона человек и кассовые сборы составили около 22,3 миллиона долларов. «Но каково население Саудовской Аравии? Это более 30 миллионов», — говорит он. «Так, где же эти остальные 29 миллионов? Может, ждут ужаса, может, драмы. Я не знаю, но нам нужно открыть людям все жанры».
Какой бы жанр они ни открыли, это, без сомнения, будет сделано тщательно продуманным и своевременным образом — тактика, которая до сих пор исключительно хорошо служила Телфаз11. Как отмечает Фадан: «Мы не можем утверждать, что это был первый саудовский фильм, показанный в кинотеатрах, но мы можем утверждать, что это был самый успешный фильм».